MVP — тестируем и совершенствуем бизнес-идею
Большинство стартапов закрываются в течение первого года существования из-за неверного понимания потребностей покупателей и ситуации на рынке. Если же вы не первопроходец, и предлагаете товар или услугу, которые пользуются спросом, существует опасность, что именно ваше предложение «не зайдет».
Понятие MVP
Любой бизнес начинается с идеи. В фантазиях начинающего предпринимателя обычно все идеально: продукт востребован, заказы текут рекой, через год можно открывать филиалы в других городах. Но, в реальности новый бизнес сталкивается с совершенно неожиданными проблемами, которые нельзя было представить даже в самом страшном сне. Есть интересное решение, которое поможет еще до основного старта протестировать вашу идею.
Понятие MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный продукт — это лайт-версия продукта, которая позволит собрать максимальное количество данных о перспективах развития бизнеса.
Разберем на примерах
Доставка еды
Допустим, вы решили запустить доставку бургеров. Не спешите разрабатывать мобильное приложение с меню из 100 бургеров, закупать тонны продуктов, снимать огромное помещение и нанимать 10 поваров. Организуйте доставку с 1-2 помощниками прямо из своего дома.
Для начала запустите небольшой лендинг и потратьте незначительную сумму на пару месяцев рекламы в интернете. Пусть это будет одностраничник с тремя видами бургеров и несколькими кнопками обратной связи. Такой вариант позволит вам собрать данные:
- Кто ваша аудитория? Где находится, в какое время активна, какую сумму готова потратить.
- Какой бургер интересует больше? Возможно, вы делали ставку на авторский рецепт, а чаще спрашивают классику.
- Устраивает ли скорость доставки, качество упаковки, манера общения оператора, принимающего заявки?
Наблюдайте, собирайте статистику и анализируйте. Как правило, в первые пару-тройку месяцев начнут проявляться те самые «болевые точки», о которых вы даже не догадывались:
- Ваша ЦА находиться в основном на другом конце города за Ж/Д переездом, из-за чего срываются сроки доставки — значит помещение лучше арендовать поближе.
- Клиенты интересуются, а есть ли еще напитки? Значит, нужно задуматься о доработке меню. Упаковка из картона промокает — нужен другой вариант.
- Красный бургер с лососем практически не заказывают — нужно заменить на что-то более традиционное.
- Перепутали несколько заказов — надо совершенствовать систему приема заявок.
На основе полученной информации можно усовершенствовать свой продукт и только тогда переходить к масштабированию бизнеса.
Информационные продукты
MVP можно использовать для запуска информационных продуктов, например, обучения. Вы учитель английского языка и хотите открыть свою онлайн-школу? Идея не нова, но ведь всегда можно внести что-то эксклюзивное в программу обучения и методику. Для начала протестируйте идею с помощью лендинга или аккаунта в Инстаграм, где будете анонсировать авторский курс, который стартует через 1 месяц. Через кнопку «Записаться» и Директ вы сможете собрать предварительные данные по заинтересованности вашим предложением.
- На этапе сбора заявок активно общайтесь с аудиторией: заведите общий чат курса в Телеграм или WhatsApp, либо ведите личную переписку с каждым участником. Что вы сможете узнать?
- Например, многих будет волновать вопрос оплаты: почему вы принимаете только перечисления на личную карту? Значит, нужно доработать оплату на сайте.
- Возможно будут спрашивать лицензию на преподавательскую деятельность — придется озаботиться вопросом регистрации ИП.
- Будет ли запись занятий, где ее можно посмотреть? — продумайте техническую сторону.
Прорабатывайте каждый запрос, и учитывайте полученные данные при открытии школы.
WEB - разработка
Метод MVP часто применяют для мобильных приложений и онлайн-сервисов. Продукт может еще даже не существовать или находиться в стадии разработки, а реклама уже ведет на аккаунт в соцсетях и продающий лендинг. В таких случаях предлагают записаться на онлайн-презентацию, где менеджер представляет концепцию будущей разработки. Для презентации достаточно разработать дизайн нескольких страниц приложения или сервиса, остальное рассказать словами.
Когда ваши первые клиенты осознают, что принимают участие в разработке нового продукта, они часто становятся настоящими друзьями вашего бизнеса. Они более лояльно относятся к ошибкам и недочетам, так как понимают, что вам важно их мнение.
Идея MVP заключается в том, что вы создаете некий «пробник» продукта, затем наблюдаете за реакцией и дорабатываете с учетом пожеланий реальных потребителей.
Подведем итоги
Минимально жизнеспособный продукт даст вам ряд преимуществ на старте:
- Проверка гипотезы на основе реальных данных и доказательство жизнеспособности бизнес-идеи (или наоборот).
- Снижение расходов за счет отказа от ненужных функций или материалов.
- Выявление ранее неучтенных потребностей клиента.
- Уменьшение сроков тестирования продукта благодаря обратной связи от первых клиентов.
- Формирование начальной клиентской базы.
- Привлечение инвестиций.
Применяя метод MVP, вы снижаете риски на этапе запуска бизнеса и сможете масштабироваться более эффективно.
Ваш комментарий будет опубликован на сайте после проверки модератором
Как привлечь новых клиентов? Из статьи вы узнаете о 24 способах заявить о вашем бизнесе, расширить клиентскую базу и увеличить трафик заявок.
Главная страница сайта — зачем она нужна и что на ней писать? Читайте руководство по главной странице сайта, которое мы разработали, опираясь на опыт разработки, SEO-продвижения и маркетинговый подход.
Повысить шансы завершить контакт продажей помогут приемы скрытого воздействия на потенциального клиента. В статье описаны 5 способов, как привлечь внимание к продукту и подтолкнуть к решению о покупке.
«Закажите продающий сайт и вам не будет нужен отдел продаж», «Сайт будет продавать без вашего участия» — подобные фразы можно услышать от многих маркетологов. Так ли это на самом деле?
Комментариев нет, будьте первым!